ГРУППА 101 и 106. МАТЕМАТИКА. ТЕМА «Элементы комбинаторики: перестановки, сочетания и размещения.»
Основная часть
Определение: Комбинаторика – это раздел математики, в
котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем
или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Слово «комбинаторика»
происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский означает
– «сочетать», «соединять». Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими
играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д.
Термин
"комбинаторика" был введён знаменитым Готфридом Вильгельмом
Лейбницем, - всемирно известным немецким учёным.
Комбинаторные задачи делятся
на :задачи на перестановки, задачи на размещение, задачи
на сочетание
Определение: Факториал – это произведение всех натуральных чисел
от 1 до n.
Обозначение: n! = 1 · 2 · 3 · ...
· n. Читается: «эн факториал».
Пример: 4! = 1 · 2 · 3 · 4 = 24.
Кроме того: 0! = 1.
Задачи на перестановки
1.Сколькими способами можно
расставить 3 различные книги на книжной полке?
Это задача на перестановки.
Решение: Выбираем одну из 3-х книг и ставим на
первое место. Это можно сделать 3-мя способами.
Вторую книгу мы можем выбрать из
2-х оставшихся двумя способами, получаем 3·2 способов.
Третью книгу мы можем выбрать 1
способом.
Получится 3·2·1=6 способов.
Ответ: 6.
Определение: Перестановками из n элементов называются комбинации из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов.
Формула Pn = n!
Типичная смысловая
нагрузка: «Сколькими способами можно переставить n объектов?»
Пример 1. Сколькими способами можно расставить 8
участников финального забега на восьми беговых дорожках?
Решение: P8= 8!=1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙
7 ∙ 8 = 40320.
Ответ: 40320.
Пример 2. Сколькими способами можно составить
расписание на один день, если в этот день предусмотрено 6 уроков по 6 разным
предметам?
Решение: P6= 6!=1 ∙2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 =
720.
Ответ: 720.
Пример 3. Сколькими различными способами можно
разместить на скамейке 10 человек?
Решение: P8= 8!=1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙
7 ∙ 8 ∙ 9 ∙ 10 = 3628800.
Ответ: 3628800.
Пример 4. Сколько слов можно получить, переставляя
буквы в слове Гора?
Решение: P4= 4!=1 ∙2 ∙ 3 ∙ 4 = 24.
Ответ: 24.
Пример 5. Сколько различных шестизначных чисел,
кратных 5, можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 при условии, что цифры в
числе не повторяются?
Решение: Чтобы число было кратным 5, цифра 5 должна
стоять на последнем месте. Остальные цифры могут стоять на оставшихся пяти
местах в любом порядке. Следовательно, искомое количество шестизначных чисел,
кратных 5, равно числу перестановок из 5 элементов, т.е.
P5= 5!=1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙
5 = 120.
Ответ: 120.
Задачи на размещения
1.Имеется 5 книг и одна полка,
такая что на ней вмещается лишь 3 книги.
Сколькими способами можно
расставить на полке 3 книги?
Это задача на размещение.
Решение: Выбираем одну из 5-ти книг и ставим на
первое место на полке. Это можно сделать 5-ю способами.
Вторую книгу мы можем выбрать
4-мя способами и поставить рядом с одной из 5-ти возможных первых.
Таких пар может быть 5·4.
Третью книгу мы можем выбрать
3-мя способами.
Получится 5·4·3 разнообразных
троек. Значит всего способов разместить 3 книги из 5-ти 5·4·3 = 60.
Ответ: 60.
Определение: Размещением из n элементов по k (k≤n) называется
любое множество, состоящее из k элементов, взятых в определённом порядке из данных n элементов.
Формула: A = m! /(m –n)!
Типичная смысловая
нагрузка: «Сколькими способами можно выбрать k объектов и в каждой выборке
переставить их местами?»
Пример 1. Учащиеся второго класса изучают 9
предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в
нём было 4 различных предмета?
Решение:
Ответ: 3024.
Пример 2. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2, 4, 6, 7, 9?
Решение:
Ответ: 60.
Пример 3. В соревнованиях высшей лиги по футболу
участвуют 18 команд. Борьба идет за золотые, серебряные и бронзовые медали.
Сколькими способами могут быть распределены медали между командами?
Решение:
Ответ: 4896.
Пример 4. Сколькими способами можно опустить 5 писем
в 11 почтовых ящиков, если в каждый ящик опускают не более одного письма?
Решение:
Ответ:55440.
Пример 5. Боря, Дима и Володя сели играть в карты.
Сколькими способами им можно сдать по одной карте? (колода содержит 36
карт)
Решение:
42840– способами можно раздать 3
карты игрокам.
Ответ: 42840.
Пример 6. В пассажирском поезде 9 вагонов. Сколькими
способами можно рассадить в поезде 4 человека, при условии, что все они должны
ехать в различных вагонах?
Решение:
3024– способами можно рассадить в
поезде 4 человека.
Ответ: 3024.
Задачи на сочетания
Сколькими способами можно
расставить 3 тома на книжной полке, если выбирать их из имеющихся в наличии
внешне неразличимых 5 книг?
Это задача на сочетания.
Решение: Книги внешне неразличимы. Но они
различаются, и существенно! Эти книги разные по содержанию. Возникает ситуация,
когда важен состав элементов выборки, но несущественен порядок их расположения.
123 124 125 134 135 145
234 235 245
345
Ответ: 10.
Определение: Сочетанием из n элементов по k (k<n)
называется любое множество, составленное из k элементов, выбранных из данных n
элементов (не имеет значения, в каком порядке указаны элементы).
Формула:
Сmn =
Аmn / Pn
Типичная смысловая
нагрузка: «Сколькими способами можно выбрать k объектов из n?»
Пример 1. В классе 7 человек успешно занимаются
математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в
математической олимпиаде?
Решение:
Ответ: 21.
Пример 2. На тренировках занимаются 12
баскетболистов. Сколько может быть организовано тренером разных стартовых
пятерок?
Решение:
Ответ: 792.
Пример 3. В ящике находится 15 деталей. Сколькими
способами можно взять 4 детали?
Решение:
Ответ: 1365.
Пример 4. Сколькими способами из колоды в 36 карт можно выбрать 3 карты?
Решение:
Ответ:7140.
Пример 5. Для участия в команде тренер отбирает 5
мальчиков из 10. Сколькими способами он может сформировать команду, если 2
определенных мальчика должны войти в команду?
Решение: Т.к. двое мальчиков войдут в команду, то
остается отобрать 3 из 8. Для выборки важен только состав (по условию все члены
команды не различаются по ролям).
Ответ: 56.
Пример 6. В шахматном турнире принимали участие 15
шахматистов, причем каждый из них сыграл только одну партию с каждым из
остальных. Сколько всего партий было сыграно в этом турнире?
Решение: В одной игре участвуют 2 человека,
следовательно, нужно вычислить, сколькими способами можно отобрать 2-х человек
из 15, причем порядок в таких парах не важен.
Ответ: 105.
Пример 7. Сколько различных дробей можно составить
из чисел 3, 5, 7, 11, 13, 17 так, чтобы в каждую дробь входили 2 различных
числа? Сколько среди них будет правильных дробей?
Решение: Различных дробей из 6 чисел: 3, 5, 7, 11,
13, 17 можно составитьштук ( способами выбираем два числа из 6, и двумя
способами составляем из них дробь, сначала одно число – числитель, другое –
знаменатель и наоборот).
Из этих 30 дробей 15 будут
правильные.
Ответ: 30; 15.
Пример 8. Боря, Дима и Володя сели играть в карты.
Сколькими способами им можно сдать по одной карте? (колода содержит 36
карт)
Решение:
– способами можно извлечь 3 карты
из колоды. Теперь рассмотрим, какую-нибудь одну из семи тысяч ста
сорока комбинаций, например: король пик, 9 червей , 7 червей. Эти 3
карты можно «переставить» между Борей, Димой и Володей P3=3!=6способами.
Тогда способами можно сдать по одной карте 3-м игрокам.
Ответ:42840.
Получили формулу: Cmn = m! / (m-n)! n!
Правило сложения комбинаций
Знак «плюс» следует понимать и читать как союз ИЛИ.
Формула: Сmn + Cmn+1 = Cm +1n+1
Задача. Студенческая группа состоит из 23 человек,
среди которых 10 юношей и 13 девушек. Сколькими способами можно выбрать 2-х
человек одного пола?
Решение: Условие «выбрать 2-х человек одного пола»
подразумевает, что необходимо выбрать двух юношей или двух девушек:
– способами можно выбрать 2-х юношей;
– способами можно выбрать 2-х девушек;
Таким образом, двух человек одного пола (без
разницы – юношей или девушек) можно выбрать: способами.
Ответ:123.
Пример 1. В группе 9 человек. Сколько можно образовать разных
подгрупп при условии, что в подгруппу входит не менее 2 человек?
Решение: Не менее 2-х человек, т.е. 2+7 или 3+6 или 4+5 человек
(5+4, 6+3, 7+2 – те же самые комбинации).
В каждой выборке важен только состав, т.е.
члены подгруппы не различаются по ролям, т.е. выборки – сочетания из nразличных
элементов по mэлементов.
Число выборов из 2-х человек:
Число выборов из 3-х человек:
Число выборов из 4-х человек:
Применяем правило сложения: способов.
Ответ: 246.
Правило умножения комбинаций
Знак «умножить» следует понимать и читать как союз И.
Задача. Студенческая
группа состоит из 23 человек, среди которых 10 юношей и 13 девушек. Сколькими
способами можно составить пару из юноши и девушки?
Решение:
– способами можно выбрать
1 юношу;
– способами можно выбрать
1 девушку.
Таким образом, 1-го
юношу и 1 девушку можно выбрать: способами.
Ответ:130.
Пример 1. Предприятие может предоставить работу по одной
специальности 4 женщинами, по другой – 6 мужчинам, по третьей – 3 работникам
независимо от пола. Сколькими способами можно заполнить вакантные места, если
имеются 14 претендентов: 6 женщин и 8 мужчин?
Решение: Имеем 14 претендентов и 13 рабочих мест. Сначала
выберем работников на первую специальность, то есть 4 женщин из 6:
Далее выберем мужчин на вторую специальность:
Осталось 2 женщины, 2 мужчин и 3 вакантных
места, которые, по условию, могут занять любые из четырех оставшихся человек.
Это может быть сделано 2 вариантами:
1.
1 женщина и 2
мужчин (выбираем женщину способами)
2.
1 мужчина и 2
женщины (выбираем мужчину способами).
В итоге получаем 15 · 28 · (2+2)=1680.
Ответ: 1680.
Пример 2. Группу из 20 студентов нужно разделить на 3 бригады,
причем в первую бригаду должны входить 3 человека, во вторую – 5 и в третью –
12. Сколькими способами это можно сделать.
Решение: Создавая первую бригаду, отбирают 3 человека из 20,
создавая вторую – 5 из оставшихся 17, создавая третью – 12 из оставшихся 12.
Для выборок важен только состав (роли членов бригады не различаются).
Создавая сложную выборку (из 3-х бригад),
воспользуемся правилом умножения:
способов.
Ответ: 7054320.
Пример 3. Сколькими способами может быть сдана выигрышная
комбинация из 2-х карт при игре в «очко»?
Для тех, кто не знает: выигрывает комбинация 10 + ТУЗ (11 очков) = 21 очко и
будем считать выигрышной комбинацию из 2-х тузов.
Решение:
способами может быть сдана десятка и туз
(«каждая десятка с каждым тузом»);
способами может быть сдана пара тузов.
Итого: выигрышные комбинации.
Ответ: 22.
Пример 4. Сколько существует трёхзначных чисел, которые делятся
на 5?
Решение:
В разряде сотен можно записать любую из цифр.
В разряде десятков можно выбрать любую из 10
цифр:
По условию, число должно делиться на 5. Число
делится на 5, если оно заканчивается на 5 либо на 0. Таким образом, в младшем
разряде нас устраивают 2 цифры.
Итого, существует: трёхзначных
чисел, которые делятся на 5.
Ответ: 180.
ЗАДАНИЕ:
1. Запишите определения :
перестановки, сочетания и размещения; их формулы.
2. Выпишите формулы
сложения и умножения комбинаций.
3. Решите задачи, которые
есть в тексте:
На размещение – 1 – 6
На сочетания 1 – 6, 8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий