УРОК №
18.03.2024г. ГРУППА 406. МАТЕМАТИКА. ТЕМА " СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ СОБЫТИЙ»
Начнем с задачи.
Предположим, что вероятность получения вами пятерки за контрольную равна 0,5, а четверки – 0,3. Какова вероятность того, что за контрольную вы получите 4 или 5?
Некоторые сразу выпалят: «0,8», но почему именно так? Почему, например, не 0,15 (перемножили, а не сложили)? Разберемся.
Предположим, есть некоторый опыт, у которого есть n исходов. Из них наступлению события A благоприятны k1, а событию B – k2
соответственно
Тогда предположим, что события непересекающиеся, то есть не могут выполняться одновременно. Вот тогда получаем, что благоприятных исходов для объединения – k1 +k2
Значит, вероятность объединения будет равна:
Вероятность объединения несовместных событий равна сумме их вероятностей.
Обратим внимание: здесь речь идет об ОДНОМ эксперименте, в результате которого может наступить либо первое событие, либо второе, но не оба сразу.
В частности, в примере с контрольной мы понимаем, что ученик не может одновременно получить за контрольную и 5, и 4 (речь идет об одной оценке за одну и ту же контрольную), значит, вероятность того, что он получит 4 или 5, равна сумме вероятностей, то есть, все-таки, 0,8.
Ответ: 0,8.
А что делать, если события пересекаются, то есть существуют исходы, благоприятные для них обоих? Такая ситуация будет рассмотрена в конце урока.
Еще один пример.
По статистике футбольный клуб «Вымпел» побеждает в очередном матче с вероятностью 0,2, играет вничью с вероятностью 0,5 и проигрывает с вероятностью 0,3. Какова вероятность того, что «Вымпел» не проиграет следующий матч, если верить статистике?
В данном случае задачу можно решить двумя способами.
Можно применить нашу формулу, ведь если он не проиграет, то он либо сыграет вничью, либо выиграет. Значит, вероятность этого равна 0,7.

Как видите, ответы совпали.
Ответ: 0,7.
Произведение вероятностей
Предположим, что мы провели два разных опыта. Например, ученик написал два экзамена, и каждый из них он сдал на 5 с вероятностью 0,8. Какова вероятность того, что он сдал на 5 оба экзамена?
По аналогии некоторые из вас готовы к 0,8 прибавить 0,8 – это будет 1,6. Многовато для вероятности. Впрочем, если присмотреться, здесь совсем другая ситуация!
Если раньше мы имели дело с двумя непересекающимися событиями для одного эксперимента, то сейчас речь идет об исходах двух экспериментов. А кроме того, раньше мы говорили об объединении (то или то), а сейчас – о пересечении (и то, и то).
Пусть есть первый эксперимент, у него есть
исходов,
благоприятствуют первому событию, а кроме этого, есть второй эксперимент, у него есть n2
Значит, вероятность того, что оба события произойдут, равна
Но это же равно произведению вероятностей наступления каждого из событий:

Мы предположили, что знаем, что благоприятных исходов в первом и втором случаях –
Итак, мы доказали, что вероятность пересечения двух независимых событий равна произведению их вероятностей.
Разберем приведенный выше пример. Если вероятность сдать каждый экзамен равна 0,8 и если допустить, что экзамены сдаются независимо, имеем, что вероятность сдачи обоих равна 0,64. Повторимся: это верно только в том случае, когда мы считаем, что оценки за экзамены получаются независимо друг от друга.
Предположим, что мы дважды подбросили монетку. Какова вероятность того, что оба раза выпадет орел?
Дано:
Найти:
Решение:
Предполагается, что монетка нормальная, то есть вероятность орла и решки – по 0,5. Но тогда вероятность двух орлов будет 0,25, так как события – независимые.
Это работает и для нескольких опытов, не только для двух. Например, вероятность трех орлов подряд будет 0,125, а вероятность ста орлов –
Это иногда называется принципом суперпозиции.
Ответ: 0,25.
Аналогичный принцип суперпозиции верен и для непересекающихся исходов в случае одного эксперимента:
Если вероятность получения тройки – 0,2, четверки – 0,2, пятерки – 0,1, то вероятность получить хотя бы тройку будет равна:
Вы еще не поняли, как же отличить, когда вероятности складывать, а когда перемножать? Очень просто! Если речь идет о двух итогах одного опыта – складываем. А если о двух разных опытах – перемножаем!
Пересекающиеся события
Предположим, что есть события n1 и n2
Это можно проиллюстрировать диаграммой, так называемой диаграммой Эйлера-Венна (см. Рис. 1).
Рис. 1. Пересечение событий
Если объединить те исходы, которые благоприятствуют А1 и те, которые благоприятствуют В1, мы дважды посчитаем те исходы, которые благоприятствуют А и В
То же самое и с вероятностями, ведь к вероятностям мы переходим обычным делением на общее количество исходов.
Получаем формулу:
Например, посчитаем вероятность того, что случайно выбранное трехзначное число делится на 3 либо на 5. Всего чисел – 900. Чисел, делящихся на 3, – 300 (900 : 3)Решение:
А = (трёхзначное число : 3)
В = (трёхзначное число : 5)
Значит,
Домашнее задание
1. Два стрелка стреляют по мишени. Первый стрелок поражает мишень с вероятностью 0,9. Второй стрелок поражает мишень с вероятностью 0,8. Найти вероятность того, что мишень будет поражена.
2. Случайный эксперимент состоит в подбрасывании двух игральных костей. Одна из игральных костей окрашена в синий цвет, другая – в красный. Найти вероятность того, что на синей игральной кости выпадет число 3, а на красной игральной кости выпадет число 4.
Комментариев нет: